РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКИСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

  • Alisher NAZAROV O‘zbekiston davlat jahon tillari universiteti doktoranti
Ключевые слова: Туркестанская страна, модернизм, просвещение, прогрессизм, школьное образование, царизм, печать.

Аннотация

В данной статье рассматривается историческая политическая ситуация и условия возникновения революционного движения и идей в Туркестане. Развитие реформ в образовании, то есть рост национальной прогрессивной интеллигенции, укрепление торговых и культурных связей со странами Запада, происходило в исторических условиях через туркестанский модернизм. Также изучаются механизмы и последствия замены традиционной системы образования Туркестана колониальной системой образования, влияние этого процесса на уровень грамотности полиэтнического местного населения и переселенного русского населения.

Литература

1. Shavkat Mirziyoyev. O‘qituvchi va murabbiylar – yangi O‘zbekistonni barpo etishda katta kuch, tayanch va suyanchimizdir. O‘qituvchi va murabbiylar kuniga bag‘ishlangan tantanali marosimdagi tabrigi,” Xalq so’zi”, 2020-yil 1-oktyabr. № 207. (7709) 3-bet.
2. Qori-Niyozov T.N. Sovet O’zbekistoni madaniyati tarixidan ocherklar. –Toshkent: O’zdavnashr, 1956;
3. Муминов И. Из истории общественно –философской мысли в Узбекистане конца XIX начало XX вв. –Ташкент: Узгосиздат, 1957;
4. Вахобов. М.Г. Ўзбек социалистик миллати. –Тошкент,Ўздавнашр, 1951.
5. Togan V.Z. Buugunki Turkeli (Turkistan) ve yakin Tarihi. Istanbul. 1981.
6. Mehmet Saray. Ozbek turkleri tarihi. Istanbul. 1993.
7. Hayit B. Turkestan devletlerinin milli musadeleri tarihi. Ankara.Turk tarih kurumu. 1995.
8. Bennigsen A. et Lemercier Quelquejay Ch. La press et le mouvement national chez le musulman de Russie avant 1920. Paris-La Yaye: Mouton & Co, 1964. −Р. 165.
9. Стефан А. Дюдуаньон. Кадимизм: элементы социологии мусульманского традиционлизма в татарском мире и в Мавераннахре (конец XVIII-нач. XX вв.) //Ислам в татарском мире: история и современность. Казань 1997. −Б. 62-65.
10. Sharipov R. Turkiston jadidchilik harakati tarixidan. T., O‘qituvchi, 2022. -15 bet.
11. Хабутдинов А.Ю. Воспитание личности мусулманина в системе джадидского образования в медресе/ Система мусульманского религиозного образования у татар: история, проблемы, перспективы: Сборник материалов научно-практической конференции. 13 октября 2004 г. − Казань, 2005. −С. 24.
12. Karimov N. Jadidchilik nima?, San’at.-1991. – №1. 5 bet.
13. O‘z. R. MDA I-47. 1-ro‘yxat, 361-yig ‘ma jild.
14. “Аl-isloh” jurnali – Turkistondagi islohotchilik harakatini oʼrganish boʼyicha tarixiy manba [Matn]: monografiya/S.Аgzamxodjaev, Z.Ulug‘bekova. –Toshkent: «Oʼzbekiston xalqaro islom akademiyasi» nashriyot- matbaa birlashmasi, 2021. – 30 b.
15. Ўз МА, ф. И-47, оп. 1, д. 955, л. 230.
16. Behbudiy M. Samarqand maktabi haqida.//Turkiston viloyatining gazetasi. 1903. 30 yanvar.
17. Djurayev D.U. Value of New-Method Maktab in the Historical Formation Turkestan national Education (End of XIX - early XX century) // “Eastern European Scientific Journal” 4-son, Germaniya, 2016 y. avgust, B.100-104.
18. ЎзР МДА, 1-фонд, 31 –рўйхат,943-иш, 23 варақ
19. Абдурауф Фитрат. Расскази индийского путешественника. /Перевод А. Н. Кондратьева. Самарканд: Махмудходжа Бегбуди. 1913.с. 79.
Опубликован
2024-03-11
Как цитировать
Alisher NAZAROV. (2024). РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ПРОСВЕТИТЕЛЕЙ В ФОРМИРОВАНИИ ИДЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКИСТАНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА. Вестник УзМУ, 1(1.3), 341-345. https://doi.org/10.69617/uzmu.v1i1.3.1408
Раздел
Статьи