БЛЕСК СЛОВ В ХАМДЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ОГАХИЙЯ “ЗУБДАТ УТ-ТАВОРИХ
В статье проводится матноведческий и теологический анализ прозаического фрагмента Мухаммада Ризо Огахий, написанного в жанре сааджа (рифмованной прозы). Через образ султана автор возвеличивает ряд прекрасных имён Аллаха - аль-Кадир (Всесильный), аль-Карим (Щедрый), аль-Вахид (Единый), аль-Хаким (Мудрый) и ан-Нур (Свет). Султан изображён как земное воплощение божественного правления. В работе рассмотрены художественные средства: метафора, антитеза, гипербола, таджнис, саадж, раскрыта их эстетическая и семантическая нагрузка. Текст интерпретируется в рамках суфийского и дворцового литературного дискурса средневекового Востока.
1. Ogahiy, Muhammad Rizo. Zubdat ut-tarovih. Qo‘lyozma: O‘zbekiston Fanlar Akademiyasi, Abu Rayhon Beruniy nomidagi Sharqshunoslik instituti, inv. № 386б.
2. Karimov, E. Ogahiy devonlari va tarixiy asarlari. – Toshkent: Fan, 1984. – B. 67–85.
3. Zohidov, H. (tahr.). Islom ensiklopediyasi. – Toshkent: Sharq, 2004. – Jild 3. – B. 142–145.
4. G‘aniyev, Sh. Balog‘at ilmi asoslari. – Toshkent: O‘zbekiston Milliy universiteti, 2008. – B. 92–104.
5. Qur’oni Karim. Tarjimasi va tafsiri: Al-Azhar ulamolari izohi asosida. – Toshkent: Hilol Nashr, 2012. – B. 85, 176, 252, 408, 557.
6. Saidov, S. O‘zbek nasriy shevasining shakllanishi va taraqqiyoti. – Toshkent: O‘qituvchi, 1997. – B. 54–60. 7. Fitrat, Abdurauf. Adabiyot qoidalari. – Toshkent: G‘afur G‘ulom nomidagi NMIU, 2010. – B. 23–31.
8. Al-Jalalayn. Tafsir al-Jalalayn. Arabcha matn va izohlar bilan. – Kair: Dar al-Ma’rifah, 2001. – B. 112–116. 9. Barthold, V.V. Turkiston musulmon madaniyati tarixi. – Toshkent: O‘zbekiston, 1993. – B. 173–179.
10. Abdug‘affor Qori. Asmo’ul husna – Allohning go‘zal ismlari tafsiri. – Toshkent: Hidoyat, 2010. – B. 37–48.
Copyright (c) 2025 «ВЕСТНИК НУУз»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.






.jpg)

2.png)





