MEDICAL AND BIOLOGICAL FACTORS OF CHILD SPEECH DEVELOPMENT
The article examines key medical and biological factors that influence the formation and development of speech in children. The role of hereditary factors, the state of intrauterine development, maternal health, somatic and neurological diseases at an early age are analyzed. The importance of physiological maturity of the central nervous system, auditory and articulatory apparatus for the full acquisition of speech is emphasized. Attention is also paid to the prevention of speech development disorders.
1. Ахутина, Т. В. Преодоление речевых нарушений у детей: комплексный подход. М.: Академия, 2018. 200 с.
2. Башина, В. М. Ранний детский аутизм: становление диагноза и особенности терапии. DOI: 10.17759/aut.2017130204 // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15, № 2. С. 25–34.
3. Белоусова, Е. Д., Никанорова, М. Ю. Перинатальные поражения центральной нервной системы: клиническая картина, диагностика, лечение. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019. Т. 119, № 2. С. 101–108. DOI: 10.17116/jnp.2019.2.101
4. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 2017. 176 с.
5. Громова, О. Н. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2015. 128 с.
6. Дорофеева, Л. Н., Самойлова, Г. А. Влияние соматического статуса на речевое развитие детей раннего возраста. // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020. № 4. С. 57–63. DOI: 10.24075/vrgmu.2020.004
7. Заваденко, Н. Н. Неврологические основы задержки речевого развития у детей. // Вопросы практической педиатрии. 2018. Т. 13, № 4. С. 45–52. DOI: 10.20910/2070-9516-2018-13-4-45-52
8. Ковшиков, В. А., Еловская, С. В. Психолингвистический анализ речевых нарушений. СПб.: КАРО, 2019. 304 с.
9. Логопедия: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2018. 704 с.
10. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2018. 408 с.
11. Оганесян, М. Л., Шагинян, А. С. Значение перинатальных факторов в формировании речевых нарушений у детей. // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2021. Т. 100, № 1. С. 60–65. DOI: 10.24110/0031-403X-2021-100-1-60-65
12. Орлова, О. С. Нарушения голоса: диагностика и коррекция. М.: Флинта: Наука, 2017. 224 с.
13. Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2017. 208 с.
14. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: АРКТИ, 2018. 64 с.
15. Шереметьева, Е. Г. Особенности формирования артикуляционной моторики у детей с задержкой речевого развития. // Дефектология. 2022. № 1. С. 35–42. DOI: 10.31857/S013280250017169-7.
Copyright (c) 2025 «ACTA NUUz»

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.






.jpg)

1.png)





