МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В статье рассматриваются ключевые медико-биологические факторы, влияющие на формирование и развитие речи у детей. Анализируются роль наследственных факторов, состояния внутриутробного развития, здоровья матери, соматических и неврологических заболеваний в раннем возрасте. Подчеркивается значение физиологической зрелости центральной нервной системы, слухового и артикуляционного аппаратов для полноценного овладения речью. Также уделено внимание вопросам профилактики нарушений речевого развития.
1. Ахутина, Т. В. Преодоление речевых нарушений у детей: комплексный подход. М.: Академия, 2018. 200 с.
2. Башина, В. М. Ранний детский аутизм: становление диагноза и особенности терапии. DOI: 10.17759/aut.2017130204 // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15, № 2. С. 25–34.
3. Белоусова, Е. Д., Никанорова, М. Ю. Перинатальные поражения центральной нервной системы: клиническая картина, диагностика, лечение. // Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2019. Т. 119, № 2. С. 101–108. DOI: 10.17116/jnp.2019.2.101
4. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. М.: Просвещение, 2017. 176 с.
5. Громова, О. Н. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2015. 128 с.
6. Дорофеева, Л. Н., Самойлова, Г. А. Влияние соматического статуса на речевое развитие детей раннего возраста. // Вестник Российского государственного медицинского университета. 2020. № 4. С. 57–63. DOI: 10.24075/vrgmu.2020.004
7. Заваденко, Н. Н. Неврологические основы задержки речевого развития у детей. // Вопросы практической педиатрии. 2018. Т. 13, № 4. С. 45–52. DOI: 10.20910/2070-9516-2018-13-4-45-52
8. Ковшиков, В. А., Еловская, С. В. Психолингвистический анализ речевых нарушений. СПб.: КАРО, 2019. 304 с.
9. Логопедия: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. 7-е изд., перераб. и доп. М.: ВЛАДОС, 2018. 704 с.
10. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии. М.: ВЛАДОС, 2018. 408 с.
11. Оганесян, М. Л., Шагинян, А. С. Значение перинатальных факторов в формировании речевых нарушений у детей. // Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2021. Т. 100, № 1. С. 60–65. DOI: 10.24110/0031-403X-2021-100-1-60-65
12. Орлова, О. С. Нарушения голоса: диагностика и коррекция. М.: Флинта: Наука, 2017. 224 с.
13. Семаго, Н. Я., Семаго, М. М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога. М.: АРКТИ, 2017. 208 с.
14. Фотекова, Т. А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников. М.: АРКТИ, 2018. 64 с.
15. Шереметьева, Е. Г. Особенности формирования артикуляционной моторики у детей с задержкой речевого развития. // Дефектология. 2022. № 1. С. 35–42. DOI: 10.31857/S013280250017169-7.
Copyright (c) 2025 «ВЕСТНИК НУУз»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.






.jpg)

2.png)





