FIZIKANING OPTIKA BO‘LIMIGA OID NAMOYISH TAJRIBALARIDAN MA’RUZA JARAYONIDA FOYDALANISHDA ERGONOMIK TAMOYILLARGA RIOYA QILISH IMKONIYATLARI
В данной статье всесторонне анализируются научно-методические основы соблюдения эргономических принципов при проведении демонстрационных опытов по разделу «Оптика» в общеобразовательных школах. В исследовании оценивается соответствие эргономическим требованиям конструкции таких приборов, как линзы, призмы, оптические столы, спектроскопы и другие устройства, используемые для объяснения основных оптических явлений - преломления, отражения, интерференции и дифракции света. В рамках эргономического подхода теоретически и практически изучены удобство размещения приборов для учащихся и учителя, угол обзора, цветовой контраст, интенсивность освещения и характеристики отражения. В статье также приведены методические рекомендации по эффективной организации оптических демонстраций с учетом эргономических параметров.
1. Wickens C. D., S. E. Gordon, и Y. Liu, An introduction to human factors engineering: Christopher D. Wickens; Sallie E. Gordon; Yili Liu, Nachdr. New York: Addison Wesley Longman, 2002.
2. Berry A., Gunstone R., J. Loughran, и P. Mulhall, «Using Laboratory Work for Purposeful Learning about the Practice of Science», в Research in Science Education - Past, Present, and Future, H. Behrendt, H. Dahncke, R. Duit, W. Gräber, M. Komorek, A. Kross, и P. Reiska, Ред., Dordrecht: Springer Netherlands, 2001, сс. 313–318. doi: 10.1007/0-306-47639-8_44.
3. «Enhanced student learning in the introductory physics laboratory | Request PDF», ResearchGate, 2002, https://www.researchgate.net/publication/230915351_Enhanced_student_learning_in_the_introductory_physics_laboratory
4. Corter J. E., Nickerson J. V., Esche S. K., и C. Chassapis, «Remote versus hands-on labs: A comparative study», в Proceedings - Frontiers in Education Conference, 2004, сс. 17–21. https://researchwith.stevens.edu/en/publications/remote-versus-hands-on-labs-a-comparative-study
5. Hodson, D., «Laboratory work as scientific method: three decades of confusion and distortion: Journal of Curriculum Studies: Vol 28, No 2». https://www.tandfonline.com/doi/abs/10.1080/0022027980280201
6. Ma J. и J. V. Nickerson, «Hands-on, simulated, and remote laboratories: A comparative literature review», ACM Comput. Surv., т. 38, вып. 3, сс. 1-24., сен. 2006, doi: 10.1145/1132960.1132961.
7. Abdulwahed M.и. Nagy Z. K, «Sharing a Process Control Experimental Rig Online», т. 255–260, дек. 2009.
8. «Experimental Environments in PER: A Critical and Comparative Evaluation of the International Literature—Trends | The International Handbook of Physics Education Research: Teaching Physics | Books Gateway | AIP Publishing». https://pubs.aip.org/books/monograph/160/chapter-abstract/81716620/
9. Experimental-Environments-in-PER-A-Critical-and?redirectedFrom=PDF
10. Kurbanov M., Uzluksiz ta’limda fizik eksperimentlarning didaktik funktsiyalari samaradorligini oshirish. 2012.
11. Even C., Balland C., и Guillet V., «Learning through experimenting: an original way of teaching geometrical optics», Eur. J. Phys., т. 37, вып. 6, с. 065707, ноя. 2016, doi: 10.1088/0143-0807/37/6/065707.
12. «Development of STEM Instructional Resources for Teaching Optics to Teachers-in-Training: Influence on Learning and Teacher Self-Efficacy». https://www.mdpi.com/2227-7102/12/3/186
13. «Teaching and Learning Optics in High School: From Fermat to Feynman». https://www.mdpi.com/2227-7102/13/5/503
14. «The ergonomics of learning: educational design and learning performance - PubMed». https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/17917895/
15. Dancy M., Christian W., и M. Belloni, «Teaching with Physlets: Examples from Optics», The Physics Teacher, т. 40, вып. 8, сс. 494–499, ноя. 2002, doi: 10.1119/1.1526622.
16. Omonqulova U., To‘raxonov F., & Sh. Zamonova, «Fizika o‘qitishda namoyish tajriba qurilmalarini yasash malaka va ko‘nikmalarini shakllantirish metodikasi», Tadbirkorlik va Pedagogika. Ilmiy-uslubiy jurnal. ISSN: 2181-2659. [1/2025]., сс. 100–112, 20 февраль 2025 г. https://inlibrary.uz/index.php/entrepreneurship-pedagogy/article/view/68412
17. Omonqulova U. & F. To‘raxonov, «Fizika fanini real va virtual namoyish tajribalar asosida o‘qitish», Educational Research in Universal Sciences, сс. 110–117, 25 декабрь 2024 г. https://researchweb.uz/index.php/erus/article/view/197
18. Omonqulova U. & To‘raxonov F., «Fizikani namoyish tajribalar yordamida takomillashtirishning metodik asoslari», Educational Research in Universal Sciences, сс. 323–329, yil fevral 2024 г. https://zenodo.org/records/10652865
19. Kurbanov, M., & Omonqulova, U. H. qizi. (2025). Raqamli ta'lim texnologiyalari yordamida energiya mavzusini o'rganish. Educational research in universal sciences, 4(9), 88–99. https://doi.org/10.5281/zenodo.16542036
20. Kurbanov, M., & Omonqulova, U. H. qizi . (2025). Mexanik energiya turlarini namoyish tajribalari orqali o'rgatishni takomillashtirish. Educational research in universal sciences, 4(11), 33–41. https://doi.org/10.5281/zenodo.16659902
Copyright (c) 2025 «ВЕСТНИК НУУз»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.






.jpg)

2.png)





