ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ: ФРЕЙМВОРКОВЫЙ СИНТЕЗ
Цифровая трансформация образования усиливает потребность преподавателей в развитии комплексной
профессиональной цифровой компетентности (ПЦК). Данный обзор обобщает результаты более двадцати ведущих
эмпирических и нормативных исследований, направленных на концептуализацию и операционализацию ПЦК в сфере
языкового образования. Рассмотрены ключевые модели — DigCompEdu, TPACK, ISTE, digi.kompP, а также
специализированные фреймворки DC4LT, Cambridge и EAQUALS — с точки зрения их теоретической основы,
эмпирической проверки и политической значимости. Анализ выявил совпадение компетенций в области цифровых
ресурсов, педагогики и оценивания, но также контекстуальные разрывы в реализации. В заключение предлагается
создание гибридных рамок, учитывающих ИИ-грамотность, этику данных и критическую цифровую педагогику.
1. Amilusholihah, L. (2024). Contextualizing TPACK in EFL Teacher Education. Journal of Digital Pedagogies, 12(2), 165–
172.
2. Brandhofer, G., & Miglbauer, M. (2020). Digi.kompP Framework and Teacher Competence Progression in Austria. Vienna:
Austrian Ministry of Education, pp. 1–85.
3. Crompton, H. (2023). Implementing ISTE Standards in Teacher Education. Computers & Education, 189, 104602.
4. Fabian, K., et al. (2024). TPACK-Based Professional Development: A Meta-Analysis. Teaching and Teacher Education, 136,
104482.
5. Frontiers. (2024). Professional Digital Competence in Higher Education. Frontiers in Education, 9, 115–124.
6. Ghomi, M. (2019). Professional Digital Competence in Teacher Education. Scandinavian Journal of Educational Research,
63(2), 159–182.
7. Hammoda, M. (2022). The Digital Competence Framework for Learners (DCFL). Educational Technology Research, 68(3),
40–55.
8. INTEF. (2022). Spanish Framework for the Digital Competence of Teachers (SFDCT). Madrid: Ministry of Education, pp.
1–60.
9. ISTE. (2025). ISTE Standards for Educators. Washington, DC: International Society for Technology in Education, pp. 1–75.
10. Johannesen, M., Norhagen, S., & Lund, A. (2024). Empirical Applications of TPACK and DigCompEdu. International
Journal of Educational Research, 124, 102087.
11. Michaeli, T., et al. (2020). Evaluating the ISTE Standards Implementation. Journal of Online Learning Research, 6(2), 10–
15.
12. Mucundanyi, G. (2022). Teacher Self-Efficacy and ISTE Framework Adoption. International Journal of Educational
Technology, 12(4), 430–440.
13. OECD. (2023). Digital Education Outlook 2023: Teaching and Learning in the Digital Age. Paris: OECD Publishing, pp. 1–
220.
14. Parra, J., Raynor, C., Osanloo, A., et al. (2019). (Re)Imagining an Undergraduate Integrating Technology with Teaching
Course. TechTrends, 63(1), 68–78. https://doi.org/10.1007/s11528-018-0362-x
15. Perifanou, M. (2021). Digital Competence Assessment Framework and Tool for Language Teachers. DC4LT Consortium.
16. Perifanou, M. (2022). DC4LT Assessment Framework for Language Teachers. ReCALL, 34(1), 12–20.
17. Redecker, C. (2017). European Framework for the Digital Competence of Educators: DigCompEdu. Luxembourg: Joint
Research Centre, European Commission, pp. 1–80.
18. Shakotko, T. (2025). Assessment Strategies for Digital Competence. Language Learning & Technology, 29(1), 12–18.
19. WeVideo. (2024). Applying the ISTE Analyst Standard in Digital Feedback. Educational Technology Review, 45(3).
Copyright (c) 2025 «ВЕСТНИК НУУз»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.






.jpg)

2.png)





