Ijtimoiy-gumanitar fanlar

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЦИФРОВАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ В ЯЗЫКОВОМ ОБРАЗОВАНИИ: ФРЕЙМВОРКОВЫЙ СИНТЕЗ

профессиональная цифровая компетентность, языковое образование, DigCompEdu,TPACK,стандарты ISTE, DC4LT, подготовка преподавателей, цифровые фреймворки.

Авторы

  • Dilxumor ISRAILOVA O‘zbekiston davlat jahon tillari universiteti tayanch doktoranti, Узбекистан

Цифровая трансформация образования усиливает потребность преподавателей в развитии комплексной
профессиональной цифровой компетентности (ПЦК). Данный обзор обобщает результаты более двадцати ведущих
эмпирических и нормативных исследований, направленных на концептуализацию и операционализацию ПЦК в сфере
языкового образования. Рассмотрены ключевые модели — DigCompEdu, TPACK, ISTE, digi.kompP, а также
специализированные фреймворки DC4LT, Cambridge и EAQUALS — с точки зрения их теоретической основы,
эмпирической проверки и политической значимости. Анализ выявил совпадение компетенций в области цифровых
ресурсов, педагогики и оценивания, но также контекстуальные разрывы в реализации. В заключение предлагается
создание гибридных рамок, учитывающих ИИ-грамотность, этику данных и критическую цифровую педагогику.