Ijtimoiy-gumanitar fanlar

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ МЕТАКОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

Tyutorlik faoliyati, metakognitiv kompetensiya, refleksiya, o‘z-o‘zini boshqarish, pedagogik tayyorlov, metakognitiv strategiyalar, o‘qituvchi tayyorlash tizimi.

Авторы

  • Nilufar O‘RINOVA Farg‘ona davlat universiteti Pedagogika kafedrasi professori, p.f.n, Узбекистан

В данной статье раскрыты теоретические, методологические и практические основы совершенствования системы
подготовки будущих учителей к тьюторской деятельности на основе принципов метакогнитивной компетентности.
Научно проанализированы сущность понятия «метакогнитивная компетентность», его место в образовательном процессе,
а также концептуальная роль в системе профессиональной подготовки будущих педагогов. Подробно описаны основные
функции тьюторской деятельности – поддержка личностного развития, формирование навыков рефлексии и самооценки
в контексте метакогнитивного подхода. Результаты исследования показывают, что развитие метакогнитивной
компетентности в образовательном процессе способствует повышению эффективности тьюторской деятельности,
формированию у студентов навыков самоконтроля, анализа и оценки собственных мыслительных действий.
Представленные в статье идеи служат методологической основой для развития рефлексивного, самостоятельного и
инновационного педагогического мышления будущих учителей, выработки индивидуальных учебных стратегий и
формирования компетентностного подхода, направленного на саморазвитие.