СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ К ТЬЮТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ МЕТАКОГНИТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
В данной статье раскрыты теоретические, методологические и практические основы совершенствования системы
подготовки будущих учителей к тьюторской деятельности на основе принципов метакогнитивной компетентности.
Научно проанализированы сущность понятия «метакогнитивная компетентность», его место в образовательном процессе,
а также концептуальная роль в системе профессиональной подготовки будущих педагогов. Подробно описаны основные
функции тьюторской деятельности – поддержка личностного развития, формирование навыков рефлексии и самооценки
в контексте метакогнитивного подхода. Результаты исследования показывают, что развитие метакогнитивной
компетентности в образовательном процессе способствует повышению эффективности тьюторской деятельности,
формированию у студентов навыков самоконтроля, анализа и оценки собственных мыслительных действий.
Представленные в статье идеи служат методологической основой для развития рефлексивного, самостоятельного и
инновационного педагогического мышления будущих учителей, выработки индивидуальных учебных стратегий и
формирования компетентностного подхода, направленного на саморазвитие.
1. Flavell, J. H. (1979). Metacognition and Cognitive Monitoring: A New Area of Cognitive–Developmental Inquiry. American
Psychologist, 34(10), 906–911.
2. Schraw, G., & Dennison, R. S. (1994). Assessing Metacognitive Awareness. Contemporary Educational Psychology, 19(4),
460–475.
3. McKendry, S. (2018). Developing Student Metacognitive Skills through Reflective Practice in Higher Education. Teaching
in Higher Education, 23(4), 509–523.
4. Field, R. (2020). Tutor as Metacognitive Coach: Enhancing Students’ Self-Regulated Learning in Higher Education. Journal
of Learning Development, 7(2), 45–58.
5. Duaa Al Maani (2021). Metacognitive Competence and Teacher Professional Development: A Conceptual Framework.
International Journal of Educational Research, 110, 101894.
6. Zimmerman, B. J. (2002). Becoming a Self-Regulated Learner: An Overview. Theory Into Practice, 41(2), 64–70.
7. Anderson, L. W., & Krathwohl, D. R. (Eds.). (2001). A Taxonomy for Learning, Teaching, and Assessing: A Revision of
Bloom’s Taxonomy of Educational Objectives. New York: Longman.
8. Фурсенко, А. П. (2019). Тьюторство в профессиональной подготовке педагогов: теория и практика. Москва:
Академия педагогических наук.
Copyright (c) 2025 «ВЕСТНИК НУУз»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.






.jpg)

2.png)





