ЦИФРОВОЙ ГУМАНИЗМ: ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ
Статья посвящена осмыслению цифрового гуманизма как аксиологической рамки в условиях цифровизации образования, актуальность темы определяется необходимостью противостояния рискам технократизации и утраты субъектности учащихся. Методология исследования включает герменевтику, аксиологический анализ образовательных экосистем, а также педагогическую рефлексию для синхронизации глобальных вызовов с локальными культурными практиками. Результаты исследования показывают, что именно гибридные модели обучения, сочетающие технологии и гуманитарные подходы, сохраняют личностное взаимодействие, развивают критическое мышление и минимизируют риски редукции гуманистических ценностей
1. Werthner, H. (2024). Digital Transformation, Digital Humanism: What Needs to Be Done. In: Werthner, H., et al. Introduction to Digital Humanism. Springer, Cham. https://doi.org/10.1007/978-3-031-45304-5_8
2. Teo, Sue Anne. (2023). Human dignity and AI: mapping the contours and utility of human dignity in addressing challenges presented by AI. Law, Innovation and Technology. 15. 1-39. 10.1080/17579961.2023.2184132.
3. Nida-Rümelin, Julian & Staudacher, Klaus. (2023). Philosophical Foundations of Digital Humanism. 10.1007/978-3031-45304-5_2.
4. Nikitenko, Vitalina. (2024). Developing the Concept of Digital Humanism as Human Interaction with Artificial Intelligence. Pakistan Journal of Life and Social Sciences (PJLSS). 22. 10.57239/PJLSS-2025-23.1.0021.
5. Rosove, Perry E. “The Integration of Humanism and Educational Technology.” Educational Technology 12, no. 1 (1972): 10–18. http://www.jstor.org/stable/44418601.
6. Alayt Issak, Uttkarsh Narayan, and Casper Harteveld. 2025. Kaleidoscope Gallery: Exploring Ethics and Generative AI Through Art. In Proceedings of the 2025 Conference on Creativity and Cognition (C&C '25). Association for Computing Machinery, New York, NY, USA, 949–963. https://doi.org/10.1145/3698061.3726929 Aizenberg, E., & van den Hoven, J. (2020). Designing for human rights in AI. Big Data & Society, 7(2).
7. Lina Markauskaite, Rebecca Marrone, George Siemens, Rethinking the entwinement between artificial intelligence and human learning: What capabilities do learners need for a world with AI?, Computers and Education: Artificial Intelligence, Volume 3,
8. 2022, 100056, ISSN 2666-920X, https://doi.org/10.1016/j.caeai.2022.100056.
9. Devterov, Ilia & Tokar, Liudmila. (2024). Philosophical Dimensions of Digital Transformation and Their Impact on the Future. Futurity Philosophy. 3. 4-19. 10.57125/FP.2024.12.30.01. 10.
10. Shutaleva, Anna & Kerimov, Alexander & Tsiplakova, Yulia. (2020). Humanization of education in digital era.. Perspectives of science and education. 31-43. 10.32744/pse.2019.6.3.
11. Díaz de la Cruz, C., Fernández Fernández, J.L. & Villegas-Galaviz, C. Model of ethical analysis of digital technologies: towards true digital humanism. AI & Soc (2025). https://doi.org/10.1007/s00146-025-02330-w
12. Viberg, O., Jivet, I., & Scheffel, M. (2022). Designing Culturally Aware Learning Analytics: A Value Sensitive Perspective. ArXiv, abs/2212.09645
Copyright (c) 2025 «ВЕСТНИК НУУз»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.






.jpg)

2.png)





