СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ

  • Shaxnoza SULTANOVA UMFT universiteti dotsenti v.b., PhD
Ключевые слова: специализированные школы, адаптация, социальная поддержка, развитие личности, отношения со сверстниками, стратегии совладания, академические успехи

Аннотация

Адаптация к специализированной школьной среде представляет собой уникальные проблемы для учащихся из-за особых социальных и академических требований, с которыми они сталкиваются. В данной статье рассматриваются социальнопсихологические компоненты, влияющие на процесс адаптации учащихся специальных школ. Опираясь на социальнопсихологические теории и эмпирические исследования, в этой статье рассматриваются ключевые факторы, такие как
социальная поддержка, развитие личности, отношения со сверстниками и стратегии преодоления трудностей. Понимание этих компонентов может дать ценную информацию о содействии успешной адаптации и благополучию учащихся в условиях специального образования.

Литература

Eccles, J. S., & Roeser, R. W. (2011). Schools as developmental contexts during adolescence. Journal of Research on

Adolescence, 21(1), 225-241.

Fredricks, J. A., Blumenfeld, P. C., & Paris, A. H. (2004). School engagement: Potential of the concept, state of the evidence.

Review of Educational Research, 74(1), 59-109.

Masten, A. S., & Coatsworth, J. D. (1998). The development of competence in favorable and unfavorable environments: Lessons

from research on successful children. American Psychologist, 53(2), 205-220.

Masten, A. S., & Obradović, J. (2006). Competence and resilience in development. Annals of the New York Academy of Sciences,

(1), 13-27.

Roeser, R. W., Eccles, J. S., & Sameroff, A. J. (2000). School as a context of early adolescents' academic and social-emotional

development: A summary of research findings. The Elementary School Journal, 100(5), 443-471.

Ryan, R. M., & Deci, E. L. (2000). Self-determination theory and the facilitation of intrinsic motivation, social development, and

well-being. American Psychologist, 55(1), 68-78.

Skinner, E. A., & Belmont, M. J. (1993). Motivation in the classroom: Reciprocal effects of teacher behavior and student

engagement across the school year. Journal of Educational Psychology, 85(4), 571-581.

XAMIDULLAYEVA, M. (2024). XO ‘JALIK YURITUVCHI SUBYEKTLAR MOLIYASI–DAVLAT MOLIYAVIY SALOHIYATINING ASOSIDIR. News of the NUUz, 1(1.9. 1), 211-212.

ADILOV, Z. (2024). MAHMUD AZ-ZAMAXSHARIYNING HAYOTI VA ILMIY MEROSI. News of the NUUz, 1(1.9. 1), 71-73.

KARIMOV, N. Z. (2024). AMIR HAYDAR DAVRIDA BUXORO AMIRLIGIDAGI HARBIY SOHA VA QO ‘SHIN AHVOLI. News of the NUUz, 1(1.9. 1), 8-10.

Опубликован
2024-10-30
Как цитировать
SULTANOVA, S. (2024). СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ У СТУДЕНТОВ ПРОФИЛЬНЫХ ШКОЛЬНИКОВ. Вестник УзМУ, 1(1.5.1), 203-205. https://doi.org/10.69617/nuuz.v1i1.5.1.4829