MAKTABGACHA YOSHDAGI BOLALARDA NARRATIV KOMPETENTLIKNI O‘RGANISH ISTIQBOLLARI
The article explores the research prospects of narrative competence in preschool children as a crucial indicator of their cognitive and speech development. An analysis of contemporary studies reveals that a high level of narrative competence is associated with the development of creative thinking, imagination, and executive functions such as self-regulation and working memory. The study identifies key areas for diagnosing and developing narrative skills, including linguistic analysis of children's speech, observation in play activities, experimental methods, and surveys of teachers and parents. Effective strategies for enhancing narrative competence are examined, including role-playing games, dramatization, the use of digital technologies, and the integration of interactive educational programs. Special attention is given to the necessity of a comprehensive approach that involves the interaction of educators, parents, and modern digital tools. The conclusions and recommendations presented in the article may be valuable for educators, psychologists, and researchers focused on the development of coherent speech in preschool children.
1. Бобкова И.К., Кулямзина О.В., Евстигнеева Е.В. Особенности развития творчества старших дошкольников на основе сочинения историй, сказок по методике Джанни Родари // Психологическая наука и образование. 2011. № 5. С. 1–9.
2. Веракса А.Н., Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Картушина Н.А. Связь регуляторных функций и производства речи у старших дошкольников: рабочая память и составление нарративов // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 3. C. 56–84.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1934.
4. Кизина Е.А. Развитие цифровых концепций в дошкольном возрасте // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024). 2024. С. 127–134.
5. Корнев А.Н., Балчюниене И. Формирование устного дискурса у детей 4-5 лет: функционально-динамический анализ влияния жанра и регистра на грамматический частотный профиль // Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 1. C. 160–176.
6. Кючуков Х. С. Международный опыт изучения нарративов у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. 2021. №5(107). С. 4–5.
7. Лубовский Д.В. Диагностика креативности дошкольников: современное состояние и перспективы развития // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 3. С. 82–87.
8. Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте // Современное дошкольное образование. 2020. №3(99). С. 32–39.
9. Рябкова И.А., Тимохина Ю.И., Мястковская Е.Ю. Связь игровой деятельности и понимания эмоций у старших // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 4. С. 77–96.
10. Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников // Психологопедагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 12–26.
11. Турушева Ю.Б. Нарратив как культурный медиатор развития личности: взгляд сквозь призму культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 24–32.
12. Шиян О.А. Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 2. С. 82–95.
13. Шиян О.А., Баранова А.А. Детские нарративы как пространство проявления и способ диагностики творческих способностей дошкольников // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 1. С. 89–99.
14. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Развитие учебной деятельности и проблемы формирования теоретического мышления // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 13–23.
15. ЮНЕСКО. Международная стандартная классификация образования: МСКО 2011. – Монреаль: Институт статистики ЮНЕСКО, 2013.
16. ЮНЕСКО. 2021. Резюме Всемирного доклада по мониторингу образования за 2021/2022 года: Негосударственные субъекты в сфере образования: Кто выбирает? Кто проигрывает? Париж, ЮНЕСКО.
Copyright (c) 2025 News of the NUUz

This work is licensed under a Creative Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International License.






.jpg)

1.png)





