MAKTABGACHA YOSHDAGI BOLALARDA NARRATIV KOMPETENTLIKNI O‘RGANISH ISTIQBOLLARI
##submission.downloads##
В статье рассматриваются перспективы исследования нарративной компетентности дошкольников как важного показателя их когнитивного и речевого развития. Анализ современных исследований показывает, что высокий уровень нарративной компетентности связан с развитием креативного мышления, воображения и исполнительных функций, таких как саморегуляция и рабочая память. В работе выделены основные направления диагностики и формирования нарративных навыков, включая лингвистический анализ детской речи, наблюдение в игровой деятельности, экспериментальные методики и анкетирование педагогов и родителей. Рассмотрены эффективные стратегии развития нарративной компетентности, среди которых сюжетноролевые игры, театрализация, использование цифровых технологий и интеграция интерактивных образовательных программ. Особое внимание уделено необходимости комплексного подхода, включающего взаимодействие педагогов, родителей и современных цифровых инструментов. Представленные в статье выводы и рекомендации могут быть полезны для педагогов, психологов и исследователей, занимающихся проблемами развития связной речи у детей дошкольного возраста.
1. Бобкова И.К., Кулямзина О.В., Евстигнеева Е.В. Особенности развития творчества старших дошкольников на основе сочинения историй, сказок по методике Джанни Родари // Психологическая наука и образование. 2011. № 5. С. 1–9.
2. Веракса А.Н., Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Картушина Н.А. Связь регуляторных функций и производства речи у старших дошкольников: рабочая память и составление нарративов // Клиническая и специальная психология. 2019. Том 8. № 3. C. 56–84.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. – Москва: Государственное социально-экономическое издательство, 1934.
4. Кизина Е.А. Развитие цифровых концепций в дошкольном возрасте // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2024). 2024. С. 127–134.
5. Корнев А.Н., Балчюниене И. Формирование устного дискурса у детей 4-5 лет: функционально-динамический анализ влияния жанра и регистра на грамматический частотный профиль // Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 1. C. 160–176.
6. Кючуков Х. С. Международный опыт изучения нарративов у детей дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. 2021. №5(107). С. 4–5.
7. Лубовский Д.В. Диагностика креативности дошкольников: современное состояние и перспективы развития // Психологическая наука и образование. 2004. Том 9. № 3. С. 82–87.
8. Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А., Якупова В.А. Развитие связной устной речи в старшем дошкольном возрасте // Современное дошкольное образование. 2020. №3(99). С. 32–39.
9. Рябкова И.А., Тимохина Ю.И., Мястковская Е.Ю. Связь игровой деятельности и понимания эмоций у старших // Психолого-педагогические исследования. 2023. Том 15. № 4. С. 77–96.
10. Смирнова Е.О., Солдатова Ю.С. Особенности проявления инициативы современных дошкольников // Психологопедагогические исследования. 2019. Том 11. № 1. С. 12–26.
11. Турушева Ю.Б. Нарратив как культурный медиатор развития личности: взгляд сквозь призму культурно-исторической психологии // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12. № 2. С. 24–32.
12. Шиян О.А. Детские нарративы как возможный ресурс развития диалектического мышления старших дошкольников // Психологическая наука и образование. 2024. Том 29. № 2. С. 82–95.
13. Шиян О.А., Баранова А.А. Детские нарративы как пространство проявления и способ диагностики творческих способностей дошкольников // Культурно-историческая психология. 2022. Том 18. № 1. С. 89–99.
14. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Развитие учебной деятельности и проблемы формирования теоретического мышления // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 13–23.
15. ЮНЕСКО. Международная стандартная классификация образования: МСКО 2011. – Монреаль: Институт статистики ЮНЕСКО, 2013.
16. ЮНЕСКО. 2021. Резюме Всемирного доклада по мониторингу образования за 2021/2022 года: Негосударственные субъекты в сфере образования: Кто выбирает? Кто проигрывает? Париж, ЮНЕСКО.
Mulkiiyat (c) 2025 O‘zMU xabarlari

Ushbu ish quyidagi litsenziya asosida ruxsatlangan Kreativ Commons Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0 International litsenziyasi asosida bu ish ruxsatlangan..






.jpg)

.png)





