ПРОБЛЕМЫ УСВОЕНИЯ ЗВУКОВ «ШЭНМУ» «ЮНЪМУ» КИТАЙСКОГО ЯЗЫКА И ФОНЕТИЧЕСКОЙ ИНТЕРФЕРЕНЦИИ НА ПРИМЕРЕ УЗБЕКСКИХ СТУДЕНТОВ
Версии
- 2025-08-19 (2)
- 2025-08-19 (1)
В статье представлены результаты научного исследования, посвящённого вопросам преподавания фонетики китайского языка и проблемам, возникающим при изучении звуков. Китайский язык отличается особенностями произношения инициалей (шэнму) и финалей (юньму — завершающих слогов, состоящих из гласных и согласных), что приводит к интерференции у студентов, говорящих на узбекском языке, в силу различий в фонетике двух языков. В исследовании проанализированы отличия китайского произношения, представлены математические модели и наблюдения, визуализирующие процесс произношения, а также сделаны выводы и предложены рекомендации.
1. Белдиян В. М. Научно-методологические проблемы преподавания фонетики современного русского языка. — Ташкент: Фан, 1980. — 171 с.
2. Mahmudov, Q. O‘zbek tilining tarixiy fonetikasi .Toshkent: Fan, 2006. 168 b.
3. Mirtojiyev, M. M. O‘zbek tili fonetikasi. Toshkent: Fan, 2013. 422 b.
4. Малых, О. А. . Формирование фонологической компетенции студентов в условиях учебного трилингвизма (китайский язык, языковой вуз) Автореф.дис….д-ра пед.наук. Москва-2016 – 24 с; 5. Колесникова А.Н «Модель оптимизации обучения практической фонетике языковом вузе на базе мультимедийных технологий (английский язык)» Автореф.дис….д-ра пед.наук.- Москва-2016 – 26 с
6. Odinye, S. “Phonology of Mandarin Chinese: Pinyin vs. IPA.” Quarterly Journal of Chinese Studies, no. 4, 2015, p. 51.
7. IPA Chart with Sounds – International Phonetic Alphabet Sounds
8. Zhao, Tianhui, Liao, Jinxiang, Liu, Zhangcai. “Uzbekistan International Students’ Acquisition of Basic Mandarin Vowels: An Experimental Study.” Modern Linguistics (现代语言学), vol. 11, no. 10, 2023, pp. 4610–4617, doi:10.12677/ML.2023.1110618.
9. Zheng, Xianlang, Gao Song. “A Study of Chinese Phonetic Learning Errors of Central Asian Students with Zero-based Chinese Proficiency.” Transactions on Comparative Education, vol. 6, no. 3, 2024, pp. 117–126. doi:10.23977/trance.2024.060316.
10. Рахматуллаева, Дилшада Маратовна. “汉语语音及它的教学问题 (乌兹别克斯坦学生为例).” Современные востоковедческие исследования 3.1 (2021): 6-13.
11. https://www.newconceptmandarin.com/chinese-pronunciation/
12. Sayyora A. Nazarova. “On the issues of overcoming interlingual and intralingual interference in teaching Chinese to students: lexical and grammatical aspect” Modern oriental studies, vol. 3, no. 3, 2021, pp. 401-409. doi:10.24412/2686-9675-3-2021-401-409
Copyright (c) 2025 «ВЕСТНИК НУУз»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.






.jpg)

2.png)





