ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИА ГРАМОТНОСТИ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ БИБЛИОТЕЧНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Загрузки
Статья посвящена анализу зарубежного опыта формирования медийной и информационной грамотности средствами библиотек. Рассмотрены примеры Австралии, Финляндии, Франции и США, где библиотеки активно участвуют в образовательных и просветительских программах. Метод исследования основан на сравнительном анализе, позволившем выявить ключевые тенденции и успешные практики. Установлено, что библиотеки выступают важным посредником между образовательными структурами и обществом, способствуя развитию критического мышления и цифровых компетенций. Сделан вывод о необходимости адаптации зарубежного опыта для условий Узбекистана и разработки национальной стратегии МИГ.
1. Указ Президента Республики Узбекистан, от 29.04.2019 г. № УП-5712
2. Указ Президента Республики Узбекистан, от 02.03.2020 г. № УП-5953
3. Ganieva B., Jorakhonova Kh, Usmanova N., Umaralieva F. Analysis of Scientific Research in the Library Sphere// ENVIRONMENT. TECHNOLOGY. RESOURCES. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. – 2025. – Vol. 1. – P. 229–234.
4. ЮНЕСКО.Учебный курс по медиа- и информационной грамотности для преподавателей. — Париж: ЮНЕСКО, 2011. — 202 с.
5. Christ, William & Potter, W. (2006). Media Literacy, Media Education, and the Academy. Journal of Communication. 48. 5 - 15. 10.1111/j.1460 2466.1998.tb02733.x.
6. Хоббс, Р., Моен, М., Тан, Р. и Стегер, С. (2022). Оценка внедрения методов обучения медиаграмотности в школах: точки зрения заинтересованных сторон сообщества. Обучение, медиа и технологии, 49(2), 170–185. https://doi.org/10.1080/17439884.2022.2151621
7. Usmanova N., Ganieva B., Umaralieva F., Jorakhonova Kh. Basics of Media Literacy Formation for Library Specialists//ENVIRONMENT. TECHNOLOGY. RESOURCES. Proceedings of the International Scientific and Practical Conference. – 2025. – 8 июня.
8. Bazarkina D. Yu. (2016) Elementy mediaobrazovaniya v evropeiskoi sisteme predotvrashcheniya ekstremizma i terrorizma [Elements of media education in the European system for the prevention of extremism and terrorism]. Media. Informatsiya. Kommunikatsiya [Media. Information. Communication], 17, pp. 37-43.
9. Gudilina S. I., Lomakina T. Yu. (2016) Kompetentnostnyi podkhod v professional'nom obuchenii v aspekte mediaobrazovaniya [Competency-based approach in vocational training in the aspect of media education]. Media. Informatsiya. Kommunikatsiya [Media. Information. Communication], 18, pp. 86-90.
10. Media Literacy Now [Электронный ресурс]. – Watertown, MA: Media Literacy Now.
11. Zhilavskaya I. V. (2019) Mediino-informatsionnaya gramotnost' i mediaobrazovanie grazhdan [Media and information literacy and media education of citizens]. Mezhdunarodnye otnosheniya i obshchestvo [International Relations and Society], 1 (4), pp. 14-18.
12. Баррио, А., & Бурдэ, Ж. (2020). Уровни компетенций EMI. Documentation & Bibliotheques, 66(4)
13. Сцена на экране библиотеки: Кино- и медиаграмотность в школах, колледжах и сообществах. Иллюстрированное издание Рене Хоббс (автор), Лиз Делориерс (автор), Пэм Стигер (автор)
14. Рахимова, Ф. Н. Мультимедиа воситалари асосида талабаларнинг ижтимоий педагогик фаолиятини такомиллаштириш: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Рахимова Ферузa Нажмиддиновнa. – [Ташкент], [2022].
Copyright (c) 2025 «ВЕСТНИК НУУз»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.






.jpg)

2.png)





