ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ И ЕГО ИССЛЕДОВАНИЕ У СЛЕПЫХ
В данной статье представлен психолингвистический анализ механизмов, посредством которых люди с нарушениями зрения усваивают и понимают значения слов в процессе освоения языка. В статье рассматривается зависимость значения слова от когнитивного, аффективного и сенсорного опыта, а также то, как этот процесс развивается в условиях зрительных ограничений, основываясь на точках зрения различных исследователей. В статье подчёркивается роль слухового, тактильного и кинестетического восприятия в формировании значения слова. На основе научных источников объясняется, как люди с нарушениями зрения воспринимают визуальные понятия, такие как «цвет», «свет» и «голубое небо».
1. Paivio, A. (1971). Imagery and Verbal Processes. – New York: Holt, Rinehart & Winston.
2. Gleitman, L.R., & Landau, B. (1985). Language and Experience: Evidence from the Blind Child. Harvard University Press.
3. Goldin-Meadow, S., & Landau, B. (1985). Language Development in the Absence of Vision. Cognitive Psychology, 17. – P. 1-56.
4. Pérez-Pereira, M. (1992). Pragmatic Functions of Blind and Sighted Children’s Language: A Twin Case Study // Journal of Child Language, 19 (2). – P. 393-412.
5. Pérez-Pereira, M., & Conti-Ramsden, G. (1999). Language Development and Social Interaction in Blind Children. Psychology Press.
6. Fraiberg, S. (1977). Insights from the Blind: Comparative Studies of Blind and Sighted Infants. Basic Books.
7. Senju, A., & Meltzoff, A. (2007). Joint Attention and Blindness: A Comparative Study. Developmental Science, 10 (3). – P. 278-288.
8. Vigotskiy, L.S. (1934). Myshlenie i rech’ [Thought and Language]. – Moscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo.
9. Alimova, D. (2010). Ko‘zi ojiz o‘quvchilarda nutq va semantik rivojlanish muammolari. O‘zbekiston pedagogika jurnali, 4 (2). – P. 55-62.
10. McConachie, H.R., & Moore, V. (1994). Early Language Development in Blind and Severely Visually Impaired Children. Developmental Medicine & Child Neurology, 36 (3). – P. 230-240.
Copyright (c) 2025 «ВЕСТНИК НУУз»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.






.jpg)

2.png)





