6-SINF O‘QUVCHILARINING BADIIY MATNNI TUSHUNISHIDA LINGVISTIK BILIMLARNING TA’SIRI
Лингвистические знания играют важную роль в глубоком понимании текста, анализе смысловых связей и развитии мышления учащихся. В данной статье рассматривается влияние лингвистической компетенции на усвоение художественного текста на основе эксперимента, проведённого среди учеников 6 класса. Для исследования был выбран отрывок из произведения Гафура Гулома «Шум бола». На основе этого текста ученикам были предложены вопросы, направленные на понимание указательных местоимений, антонимов, однородных членов предложения, подтекста и вводных слов. По завершении эксперимента были проанализированы письменные ответы 29 учащихся, при этом по каждому заданию был рассчитан процент правильных ответов. Полученные результаты показали, что недостаточное понимание ряда языковых единиц затрудняет осмысление отдельных аспектов текста. Результаты исследования подтверждают прямую связь между уровнем лингвистических знаний и навыками понимания прочитанного.
1. Azimova I. Ona tili taʼlimida lisoniy malakani rivojlantirishning psixolingvistik asosi. Global taʼlim va milliy metodika. Respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi materiallari. – Toshkent, 2019. – B. 215–224.
2. Mavlonova K. Oʻquvchilarda matnni oʻqib tushunish malakasini shakllantirish. Global taʼlim va milliy metodika. Respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi materiallari. – Toshkent, 2020.
3. Normuminova D. Oʻqish savodxonligining rivojlanishiga ta’sir etuvchi omillar. “Lingvodidaktikaning dolzarb masalalari” mavzusidagi xalqaro konferensiya materiallari toʻplami. 2022.
4. Hakimova N. Oʻqib tushunish malakasini shakllantirishga oid yondashuv va tamoyillar. Ona tili ta’limida o‘qitish va baholash muammolari. Respublika ilmiy-amaliy konferensiyasi materiallari. – Toshkent, 2022. – B. 31–33.
5. Sayfullayeva R.R., Mengliyev B. R., Boqiyeva G.H., Qurbonova M.M., Yunusova Z.Q., Abuzalova M.Q, Hozirgi o‘zbek adabiy tili. O‘quv qo‘llanma. – T., “Fan va texnlogiya”, 2009, – B. 380.
6. Yi-jing Zhao. Children's Acquisition of Demonstrative Pronouns in Mandarin Chinese. National Taiwan Normal University, Linguistic Program – Taiwan, 2007. – B. 532–541.
7. G‘afur G‘ulom. Shum bola. Qissalar va hikoyalar.: G‘afur G‘ulom nomidagi nashriyot-matbaa ijodiy uyi. – Toshkent, 2016. – B. 59–60.
8. Sharopova F. Ona tili ta’limida o‘qib tushunish ko‘nikmasini rivojlantirishning nazariy va metodik asoslari. Ped. fan. bo‘yicha fals. dok…ri (PhD) diss. 2025 – 134 b.
Copyright (c) 2025 «ВЕСТНИК НУУз»

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.






.jpg)

2.png)





